Лопон Тендзин Намдак "Учение Дзогчен в традиции Бон":
Обычно медитация означает, что ум работает, и этот процесс имеет свои стадии. Мы начинаем с шаматхи (шинэ: zhi gnas), или состояния покоя ума, и, в конце концов, оно развивается в випашьяну (лхатонг: lhag mthong), или запредельное видение. Такое объяснение имеется в системе Сутры. Овладение шаматхой приносит с собой приятное телесное ощущение, чувство блаженства. Существуют также переживания ясности и пустоты, свободы от мыслей. Эти переживания возникают естественно, как следствие практики медитации. Некоторое время, успешно практикуя медитацию, мы в результате проходим четыре последовательные стадии. Они называются четырьмя дхьянами(сосредоточенность, медитативное созерцание: dhyāna), и благодаря их завершению мы получаем возможность родиться на высших психических уровнях, в брахмалоках - божественных мирах Брахмы. Есть шестнадцать уровней, или психических измерений, называемых брахмалоками, которые принадлежат к рупадхату, или к миру психических форм. Три из этих уровней, или брахмалок, соотносятся с первой дхьяной, три следующие - со второй дхьяной, еще три - с третьей, а семь высших уровней - с четвертой дхьяной; всего получается шестнадцать, хотя в некоторых традициях их насчитывают семнадцать. Наивысший из этих уровней - брахмалока, которая называется Акаништха, или Огмин ('og min). В ней обитают боги чистого света (од лха: 'od lha). Эти боги мира Брахмы выше дэвов и индуистских богов, обитающих на астральных уровнях камадхату, или мира желаний. Мир желаний называется так потому, что все обитающие в нем существа испытывают чувственные желания, в то время как брахмы живут исключительно абстрактной психической жизнью, хотя и обладают тонкими телами из света. Помимо рупадхату, есть арупадхату, или измерение без форм, которое объединяет в себе четыре самапатти(букв. "достижение": samāpatti), или уровня космического сознания. Эти измерения тоже населяют боги, более высокие, чем брахмы, но они обрели свободу от форм, а потому незримы. Тем не менее, все эти уровни бытия, принадлежащие к камадхату, рупадхату и арупадхату, все еще относятся к сансаре, потому что порождены причинами и непостоянны.
Причины дхьян и самапатти - медитация. Первой дхьяне свойственны - исследование, анализ, блаженство, восторг и однонаправленное сосредоточение. По мере восхождения по дхьянам эти факторы последовательно уменьшаются, пока не останется одно однонаправленное сосредоточение. Тем не менее, всем им свойственна деятельность ума и везде сохраняется двойственность субъекта и объекта. Четыре самапатти гораздо более абстрактны, потому что здесь нет конкретного объекта медитации, а есть только открытое пространство без препятствий. На первом самапатти медитация пуста и обширна, как бесконечное пространство. На втором самапатти бесконечным становится наше сознание. Но в обоих случаях сохраняется двойственность и привычка держаться или за бесконечное, подобное небу пустое пространство, или за самосознание. На следующих двух уровнях нет ничего конкретного за что можно было бы ухватится, или задержаться, потому что существует только очень тонкое сознание. Оно собрано в единую точку и в то же время бесконечно. Однако сознание все еще имеется, потому что мы живы и наше тело не мертво. Есть и сосредоточение, и восприятие, а потому сохраняется двойственность - в этом заключается отличие от ригпа, или Естественного Состояния. Дхьяны и самапатти - это обусловленные состояния, порожденные причинами. Поэтому они непостоянны и принадлежат к сансаре. Естественное же Состояние Дзогчена свободно от всякой привычки за что-то держаться и от двойственности. Это состояние за пределами ума и медитации, потому что оно совершенно ничем не обусловлено. Тем не менее, в ходе развития медитации имеются эти четыре стадии дхьяны, или сосредоточения, которые приносят телу переживания приятного ощущения, а уму - блаженства. Необходимо иметь в них некоторый опыт.
Мы стараемся достичь узнавания природы ума, но эти состояния, дхьяны, природой ума не являются. Полагать их таковыми было бы ошибкой, потому что ригпа - не медитация. Медитация - это работа ума. Дело не просто в том, чтобы ум был пуст или отсутствовали мысли, - само по себе такое состояние не является Естественным Состоянием. Просто быть пустым как небо - тоже не Естественное Состояние. Пустота как таковая или сосредоточение на пустоте, или пребывание пустым как небо, или отсутствие всякого бытия, или сосредоточение только на сознании - ни одно из этих самапатти не является Естественным Состоянием. Все это лишь переживания, порожденные умом; они зависимы и непостоянны. В этих дхьянах и самапатти продолжает существовать очень тонкое сознание; мы сосредоточиваемся и воспринимаем, но, согласно Дзогчену, все это не является Естественным Состоянием. Нам нужно найти это Естественное Состояние, которое запредельно уму, и пребывать в нем как можно дольше. Именно это называется трэгчод(высвобождение рассечением), не являющимся медитацией. Трэгчод - не медитация, а нечто ее превосходящее. Когда мы практикуем Дзогчен, наше состояние ясное и яркое, несмотря на то, что мы ничего не воспринимаем (двойственно). Мы просто осознаём. Такая не-медитация - истинная медитация. Так мы обнаруживаем природу ума.
Бывает, что в своей практике мы даем мыслям раствориться, но потом оказывается, что наше осознание или чувство присутствия лишено ясности. Может случиться, что мы будем пребывать в состоянии пустого ума, которое кажется бессознательностью. Это вялое пустое состояние ума называется лунгматэн (нейтральность: lung ma bstan) и не является истинной медитацией. Некоторые практикующие способны часами не отвлекаясь оставаться в таком состоянии лунгматэн. Однако это состояние - всего лишь переживание, а не Естественное Состояние, или ригпа. Несомненно, это очень глубокое состояние, но оно не является истинным самадхи, потому что в настоящем самадхи нет удержания чего бы то ни было, но при этом оно ярко и ясно. Обычная шаматха - это лишь состояние покоя ума, переживание. В вялом состоянии лунгматэн мы не можем даже двигаться поэтому оно похоже на сон. Это глубокая, но вялая медитация. Путать ее с Дзогченом - ошибка.
Выполняя такую практику, мы вдруг можем испытать очень сильное ощущение привязанности: «это мое!» или «это я сам!». Оно является совершенно незваным. Это явление представляет собой привычку держаться за представление о собственном бытии «я» как за что-то независимое. Если добиваться этого ощущения и отождествляться с ним, то оно проникнет повсюду и станет нам мешать. У нас укрепляется чувство своего «я», отождествление с «я», которое заполняет все наше переживание. Если продолжать медитировать и углубляться в дальнейшие уровни сосредоточения, то после смерти мы переродимся среди богов-долгожителей в брахмалоках рупадхату. Тем не менее, это следствие непостоянно, пусть даже оно может длиться чрезвычайно долго. Рождение на небесах не является освобождением от сансары.
Или же, с другой стороны, во время практики у нас может появиться переживание пустоты и отсутствия мыслей, в результате чего мы заключаем, что не существует абсолютно ничего. Ум, блаженство, карма и т.д. - все просто исчезает. Если добиваться этого переживания, можно впасть в воззрение нигилизма. Это неверно.
Или же, наблюдая, возникновение мыслей, мы можем очень сильно за них ухватиться, думая «моя страна», «моя семья» и тому подобное. Это не приближает нас к истинной практике Дзогчена.
Иногда же, медитируя, мы можем пребывать в чистом воззрении Дзогчена. Хотя мысли и возникают, мы им не препятствуем и не удерживаем их умом, и поэтому они снова растворяются сами собой. Они самоосвобождаются (рангдрол: rang grol). Но, несмотря на такое исчезновение мыслей, наше осознание, или чувство присутствия, чувство того, что мы здесь, остается очень ярким и ясным. Все чувства действуют наилучшим образом, но при этом мы не отклоняемся от Естественного Состояния. Таковы истинная практика Дзогчена и правильное воззрение.
Иногда мы можем почувствовать склонность не просто пребывать в Естественном Состоянии, а заняться визуализацией божеств и мандал и т.д. В такое время лучше выполнить какую-нибудь тантрическую практику. Некоторых же вовсе не удовлетворяет воззрение Дзогчена, и они хотят заниматься практикой визуализации. Пусть они ею занимаются сколько угодно. Но если мы хотим быть последователями Дзогчена, то должны понять, что нет ничего, что бы нужно было создавать умом. Если что-то создано умом, оно искусственно и преходяще - это не Естественное Состояние. Если мы не обнаружили природу ума как нераздельность ясности и пустоты, то все эти визуализации мандал и божеств окажутся только помехой, и мы не попадем в Естественное Состояние.
#rt_ДзогченБон #rt_Абхидхарма #rt_Переживания #rt_Алайя #rt_Трегчо