«Далай-лама XIV О Дзогчене» Приступая к практике медитации, мы начинаем с «трех неподвижностей». Первая — неподвижность тела. Тело находится в позе медитации, с руками, сложенными внизу живота или на коленях. Оно выпрямлено, вытянуто вверх, но не напряжено, а естественным образом раскрепощено. Вторая неподвижность относится к органам чувств, особенно это касается зрения. Глаза ни закрыты, ни широко открыты, они свободно и естественно смотрят в пространство перед собой. Третья неподвижность касается ума. Здесь ум не играет активной роли. Мы не поддерживаем возникающие мысли, не думаем ни о прошлом, ни о будущем. Мы отдыхаем в текущем мгновении осознания, свежем и непринужденном. Мы ничего не изучаем, ни о чем не рассуждаем, и наш ум, мирный и спокойный, обитает в состоянии вне суждений. Это базис, с которого мы начинаем. Согласно терминологии Дзогчена, тот вид сознания, который постоянно спокоен и не потворствует возникающим мыслям, называется «безмятежное и ненарушаемое переживание алайи». Это такое состояние ума, в котором присутствуют легкие следы притупляющего оцепенения, поскольку, не подпитывая мысли, оно лишено качества ясности 1. Поэтому его можно назвать «спокойная алайя, наделенная качествами притупляющего оцепенения». Когда вы входите в это состояние и продолжаете тренировку в течение некоторого времени, то при наличии определенных факторов это притупляющее оцепенение постепенно исчезает. Здесь нужно упомянуть об отличии обычного ума от ригпа. Ригпа является как нечто полностью очевидное, как ясное и сияющее, не искаженное мыслями и концепциями обычного ума состояние, свободное от каких-либо следов притупленности стабильной алайи. Ригпа способно осознавать все, и при этом оно не запятнано обычными умственными процессами. Оно не следует за объектами и не «цепляется» за них. Эта особенность ригпа должна быть узнана и пережита на опыте, а практики трекчо направлены на поддержание этого естественного состояния. Я хочу сделать небольшое уточнение насчет качества «притупляющего оцепенения». В общем смысле этот термин применяется в качестве частного определения неведения, но в данном контексте он употребляется в смысле вместерожденного неведения. Философские трактаты Мадхьямики определяют неведение, или маригпа, как ошибочный способ понимания истинной природы вещей. В нашем случае речь идет о другом, а именно о слабом намеке на некоторую притупленность, которая слегка замутняет ум. Здесь термин неведение надо понимать как нечто, мешающее пережить обнаженное состояние ригпа.<...> Превзойдя это состояние, вы испытываете ощущение, будто кто-то снял с вашей головы тяжелую шапку, потому что состояние ригпа становится полностью очевидным и ясным. Нет ни внешнего, ни внутреннего, ничего, похожего на «то» или «это», нечего переживать, потому что нет переживающего, и отсутствует всякое деление на субъект и объект. В то же время это состояние не является бессознательным, и совсем не значит, что, находясь в нем, вы вообще не думаете. Ригпа нельзя найти тем же путем, каким сознание узнает свои объекты. Это необычайное состояние осознания, где все объекты познания, внешние и внутренние, словно возвращаются обратно в него. Когда вы были прямо ознакомлены и распознали этот осознающий аспект ясного света, вы сможете идентифицировать его даже в самой гуще возникающих мыслей. Поскольку то, с чем вы были напрямую ознакомлены, способно оставаться в собственной основе, у вас появляются благоприятные условия для глубокого переживания возникновения ясного света. Вам не нужно вовлекать в этот процесс ни мысли, ни идеи, ни что-либо еще. ________ 1 Само наставление противоречит тому, что нам следует пребывать в такой стерильной алайе без ясности, ведь сказано: «Мы отдыхаем в текущем мгновении осознания, свежем и непринужденном. Мы ничего не изучаем, ни о чем не рассуждаем, и наш ум, мирный и спокойный, обитает в состоянии вне суждений». Иногда это называют tha mal shes pa, обычным сознаванием — термином Махамудры, которым, по-аналогии, называют так же природу ума, безусильную природную джняну, в которой так же нет ничего искусственного, «необычного». Другое дело, что эта ясность настоящего момента проникнута тончайшей, но всеомрачающей притуплённостью или цеплянием. Согласно текстам Дзогчен, алайя (всеоснова) имеет аспект своего сознания, который так и называется «сознание алайи». Этот уровень сознания, характеризующийся однонаправленной собственной ясностью-самоозарённостью и отсутствием грубого мышления, можно пережить в рафинированном виде в состоянии глубокой медитации, при засыпании и в момент смерти. Говоря же об обычном бодрствовании (в том числе бодрствующей медитации с активной осознанностью), алайя и её базовое сознание не представляют отдельный момент сознания, но в некоторой степени, как преобладающий аспект, всё же обнажают своё качество нейтральности и чрезвычайной тонкости при спокойном переживании настоящего момента или в достаточно больших промежутках между мыслями. Например, в состоянии хадева (ментальный ступор, шок), на какой-то кратчайший миг, который сложно даже вспомнить, всё мышление и функции сознания замирают, что соответствует всеоснове. Далее наступает ослабляющая ясность без мыслей и без активного чувственного осознавания, что соответствует сознанию всеосновы. Именно в этой ясности довольно легко обнаружить обнажённое Ригпа (санскр. vidyā, букв. Ведение) через самоосвобождение(!) отождествлённого с этим мгновением присутствия. Обычно этому способствует благословляющая энергия Мастера и доверие ученика, позволяющие открыться и полностью, тотально раскрепостить ум. — rt Ср.: О всеоснове https://vk.com/wall156055172_2599 https://vk.com/wall156055172_2613 https://vk.com/wall156055172_2345 #rt_Алайя О прямом ознакомлении: https://vk.com/wall156055172_2590 https://vk.com/wall156055172_2487 https://vk.com/wall156055172_2462 https://vk.com/wall156055172_2349 https://vk.com/wall156055172_2169 https://vk.com/wall156055172_2268 #rt_Нготро #rt_ПервыйЗавет

Теги других блогов: релаксация медитация Дзогчен