Чогьял Намкай Норбу "Дзогчен - состояние самосовершенства" Сколько бы мы ни занимались анализом, не следу­ет забывать, что мы всегда имеем дело со своим соб­ственным состоянием, с аспектами собственного тела, речи и ума. Если мы стараемся понять учение с этой точки зрения, то всякое полученное объяснение будет иметь смысл и не останется чем-то абстрактным. Помню, еще мальчиком, живя в Тибете, я основатель­но изучил Абхисамаяланкару, комментарий к Праджняпарамита-сутре, и научился гладко излагать ее содержание. Но с пониманием истинного смысла у меня было хуже, потому что мне казалось, что все эти описания различных уровней будд и бодхисаттв не имеют ничего общего с моим собственным состоя­нием. Вероятно, мой учитель заметил это, потому что однажды он сказал: «Читая описания будд и всё ос­тальное, ты должен понимать, что это описания твое­го собственного состояния». Я попытался применять этот совет на практике, но это оказалось чрезвычайно трудно. Только несколько лет спустя, познакомив­шись с Дзогченом, я понял смысл слов того учителя. И тогда, начав перечитывать этот текст, я читал его как будто впервые: его смысл оказался для меня со­вершенно новым. Практика Дзогчена опирается на два основополагающих аспекта природы человека: состояние покоя и движение мысли, посредством которых необходимо обрести единство с состоянием Присут­ствия(rig pa). В некоторых буддийских традициях для вхож­дения в состояние покоя, называемое шинэ (zhi-gnas), большое значение придается медитации. Цель здесь — раскрепощение ума в состоянии, лишенном мыслей или не нарушаемом их движением. Однако порой в таких состояниях подстерегает опасность впасть в сонливость, что препятствует развитию практики. Поэтому в учениях Дзогчена считается важным уме­ние человека работать с энергией этого движения, неотъемлемого аспекта человека. В Тантре практика также опирается на работу с движением, но в этом случае имеется в виду движе­ние воображаемое, созданное умом. Задача здесь не в том, чтобы найти состояние покоя, лишенное мыслей. Вместо этого посредством работы воображения создается чистое измерение мандалы, начиная с элементов — воздуха, воды, огня и т. д. Эта деятельность и есть движение. Но пока вы не реализуете Махамудру, будет нелегко соединить собственную энергию с обыч­ным движением материального измерения. В Дзогчене также практикуют различные методы использования энергии, но они не опираются на дея­тельность ума. Их принцип заключается в непосред­ственном соединении проявлений энергии с состояни­ем Присутствия(rig pa). Нет никакой разницы, предстает пе­ред вашим мысленным взором чистое видение манда­лы или же перед вашими глазами появляется карми­ческое видение комнаты, — и то и другое рассматри­вается как часть вашей ясности. Находитесь ли вы в состоянии покоя или в чистом проявлении движения, и то и другое является переживанием, а не самим со­стоянием созерцания. В состоянии Присутствия, кото­рое по отношению к тысячам различных переживаний остается тем же самым, всё, что бы ни проявилось, освобождает себя само. Вот что имеется в виду под самоосвобождением. Именно это самоосвобождение нужно применять в своей повседневной жизни. На примере гнева мы уже рассматривали, как будут по-разному реагировать практикующие путь отречения и практикующие путь преображения. Мы говорили также, что преображение страстей в мудрости — а это метод Тантры — требует более высокого уровня способностей, достигаемого в результате многолетней практики. Однако в понятии преображения всё еще остается чувство двойственно­сти. То есть, с одной стороны, здесь имеется страсть, а с другой стороны — ее преображение в мудрость. Тот же, кто практикует Дзогчен, в миг гнева не пытается ни воспрепятствовать этой страсти, ни преобразовать ее, но наблюдает ее без всякой оценки. При этом гнев рассеивается сам по себе, он как бы остается в своем естественном состоянии и ему предоставляется воз­можность освободиться от себя самого. #rt_НамкайНорбу #rt_Основы

Теги других блогов: буддизм медитация Дзогчен